Переводчик

Средняя школа № 3 -послевоенный период

   Последние залпы войны на Лидчине отгремели 8 июня 1944 года. Войска 3-его Белорусского фронта освободили Лиду и район от немецко-фашистских оккупантов. Лида превратилась в развалины. О плачевном состоянии свидетельствуют строки документов: «Мостовые, тротуары, заторы не ремонтируются. Баня работает с большими перебоями, гостиница не организована. Из-за отсутствия врачей не работает тубдиспансер, рентген, скорая помощь, родильный дом, станция переливания крови, не работает кожно-венерический диспансер, молочная кухня, ясли, больницы не обеспечены водой, электричеством, имеются большие перебои в топливе». 
  Сразу же после освобождения района от фашистов началась работа по возрождению школ. Уже осенью 1944 года была открыта польская неполная средняя школа №3.
  В 1945 году она была переименована в русскую неполную среднюю школу №3. Данное решение обосновывалось отъездом польского населения за линию Керзона и отсутствием учителей со знанием польского языка. С 1950 года учебное заведение функционирует как СШ №3. 
  Вообще, после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков перед школой стояла задача «обеспечить обучение той части молодежи, которая в годы Великой Отечественной войны и временной оккупации не смогла получить нормального образования в школе, улучшение материально-технического состояния, перевод всех школ с частных наемных помещений в государственные, охватить обучением всех детей начиная с семилетнего возраста, достигнуть значительного повышения качества знаний и практических навыков учащихся, повысить идейно-политическое воспитание учителей и учащихся». 
    Нужно признать, что поставленные задачи решались достаточно быстро и в отношении СШ №3. «В 1945 году здание школы размещалось в двухэтажном доме, по ул. Ленинская 19, и занимала 200 кв.м. В 1946 году решением исполкома Лидского городского Совета депутатов трудящихся для «улучшения условий в работе школы» было передано здание-дом № 27 по ул. Малодворцовой».
    Совершенствовалось штатное расписание, увеличивался фонд заработной платы учителей и административно-обслуживающего персонала. В 1957 году школа размещалась в четырех зданиях, главным из которых являлось кирпичное площадью 1117 кв.м с железной крышей. К 1958 году были оборудованы школьные мастерские, проведено озеленение школы. Уже в 1962-63 учебном году площадь школьных помещений составляла 1116 кв.м. и насчитывала 13 классных комнат. Были оборудованы кабинеты физики и химии. 
     Укрепление материально-технической базы позволило увеличить количество учащихся.
Год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Всего
Сен 1955-авг 156
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
576/547
1956-1957 уч.год
56
59
52
67
96
45
48
54
41
32
-

1962-1963
147
120
75
86
101
64
56
85
103
43
38
918
   
    Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, имелись и недостатки. Школа была недостаточно обеспечена топливом. Острым стоял вопрос обеспечения учебниками по белорусскому, русскому языкам и литературе, истории СССР и другими учебниками. Введение новых школьных площадей не успевало за ростом числа детей школьного возраста, что заставляло проводить занятия в 2, а иногда и в 3 смены. Имеющиеся проблемы, безусловно, негативно сказывались на учебно-воспитательном процессе. Так, например: в 1956 учебном году из 547 учащихся – 65 являлись неуспевающими, на январь 1957 года из 550 учеников – 84 неуспевающих, в конце года из 517 – неуспевающих 46, в 1957/1958 учебном году из 512 учеников – 78 неуспевающих.
  Еще одной очень болезненной проблемой являлась нехватка педагогических кадров. Ощущался серьезный недостаток в учителях начальных классов, математики, физики, истории, биологии, иностранного языка. Нужны были кадры и для налаживания учебно-воспитательного процесса в школе.
  В 1958 году школа перешла к обязательному 8-ми летнему образованию и стала политехническая. Учащиеся получали возможность одновременно получить и рабочие специальности. В рамках школьной реформы между школой №3 и колхозом имени Молотова устанавливаются очень тесные взаимовыгодные отношения. Особую роль, пожалуй, сыграли шефские отношения с обувной фабрикой. Благодаря промышленному предприятию школа значительно укрепила материально-техническую базу (например, построила спортивный городок), учащиеся получали возможность овладеть рабочими специальностями: обувщик широкого профиля, шофер 3-го класса, слесарь-авторемонтник.
   Значительные изменения в развитии школы произошли в 60-70 е годы. Как и раньше, предпринимались меры по развитию материально-технической базы, обеспечение высококвалифицированными кадрами, укреплению связи школы с жизнью, внедрялись новые методики преподавания предметов. Все, что способствовало улучшению качества знаний учащихся. На январском совещании учителей г. Лида эти успехи были замечены. «В СШ №3 ученики 10 класса не экзамене написали из 44 человек на пятерки 12 человек. Преподаватель Шингарева. Много работает над собой, проводит большую индивидуальную работу с учащимися. Тополь Л.Б. много работает с классом, хорошо знает свой предмет. В СШ №3 хорошо оборудованы мастерские.
   Новым этапом в жизни школы был переход в 70-е годы к новым программам, начальная школа была переведена на трехлетний срок обучения. Четвертые - на предметное обучение. Работа по новым программам содействовала повышению качества знаний.
    Дальнейшее развитие школа получила в 70-х- 80-е годы. В 1981-1985г. при школе работала группа продленного дня. Была открыта столовая. Все учащиеся переведены на бесплатное пользование учебниками. В этот период в школе активизировалась работа по изучению и использованию достижения педагогической науки, передового педагогического опыта. Учителя работали над тем, чтобы научить учащихся творчески мыслить и действовать, передавать подрастающему поколению знания, формировать сознательных и активных граждан.
   Ставя целью своей деятельности развитие личности каждого ребенка, коллектив школы создавал условия и давал возможность детям реализовать себя в работе детских объединений, кружках, секциях. Активно работала комсомольская и пионерская организации, Совет старшеклассников. Спортивные команды школы в разные годы становились призерами районных, областных соревнований по различным видам спорта, «Старты надежд». В этом огромная заслуга преданного своему делу учителя физической культуры Усиновича Евгения Ивановича. Традиционными в школе стали различные массовые воспитательные мероприятия. Огромное внимание уделялось в школе развитию художественного творчества учащихся. Осуществлялась работа по изучению и приобщению к богатствам национальной культуры белорусского народа. В школе работали историко-этнографические и краеведческие кружки и т.д.
    В первые послевоенные и последующие годы в школе работали творческие, грамотные, любящие свое дело учителя. Первым после войны директором, возглавляющим школу, был Пинчук А.В. (октябрь 1944-август 1945) – фронтовик, участник партизанского движения на Лидчине, кавалер ордена и медалей. В последующие годы директорами являлись – Тарасик П.И. (1948-1951), Подвойский А.Е. (январь 1955- май 1964) По воспоминаниям учителей и учеников, добрые, отзывчивые, иногда строгие люди, познавшие войну, талантливые и мудрые руководители. Им удалось создать сплоченный, сильный, творческий коллектив.
     В последующие годы славные традиции школы продолжали директора: Древец Г.В.(1964-1966), Милей Ю.А. (1966-1985), Котлов В.Н. (1985-2000), Адамчук И.Ч. (2000-2001), Пранюк В.Ф. (2002-2012). Рядом с ними трудились педагоги, успехи которых были оценены присвоением знаков отличия и высоких званий «Отличник народного образования» стали: Ниценко Мария Филлиповна (1954г), Милей Юрий Анисимович, Бубен Галина Павловна, Сурба Константин Никитич, Киселев Виктор Геннадьевич, Кипко Екатерина Павловна, Русецкая Надежда Андреевна, Биржакова Агафья Прохоровна, Держинская Зинаида Антоновна, Кумейша Раиса Васильевна. Тополь Людмиле Борисовне было присвоено звание: «Заслуженный учитель БССР».
    Среди выпускников школы немало известных в городе, республики имен руководителей предприятий, ученых, творческих личностей. Такие как Кофман Лев Борисович – работает в правительстве Москвы; Тишков Владимир – кандидат физических наук, НИИ физики АН РБ; Волынец Татьяна – доктор филологических наук, профессор БГУ; Черепица Валерий Николаевич – кандидат исторических наук, работает в ГрГУ имени Я.Купалы; Юфа В.Я. – директор Лидского пивзавода; Белоус Г.А.- летчик-испытатель; Лобан П. – директор Лидского РЭС; Вальчук Э.А. – доктор медицинских наук, профессор, ученый в области социальной гигиены и организации охраны здоровья.
    Таким образом, СШ №3 в последний период с 1944 – по конец 90-х годов сделала значительный шаг вперед. Был преодолен послевоенный период, школа укрепилась квалифицированными кадрами, укрепила материально- техническую базу. Но главное - она давала знания, формировала личные качества своих выпускников в соответствии с требованием времени.

Комментариев нет: